Паспорт антитеррористической защищенности изготавливается на объекты, отнесенные к местам массового пребывания людей. Содержанием документа подтверждается выполнение предписаний по защите от несанкционированного доступа, выявлению нарушителей, предотвращению терактов, устранению и минимизации их последствий. Документ нужно согласовать по линии МВД, ФСБ, МЧС, органов власти региона, муниципалитета.
Получите расчет стоимости этой услуги с помощью нашего калькулятора цен - здесь
Читайте в материале, на какие объекты распространяются нормативы антитеррористической защиты, что входит в содержание паспорта, как разработать и утвердить документ.
- Что такое паспорт антитеррористической защищенности
- Юридически
- Простым языком
- Исследования компании Смарт Вэй
- На какие объекты и территории разрабатывается паспорт антитеррористической защищенности в 2021 году
- Нормативные акты для разработки и согласования паспорта
- Этапы разработки паспорта антитеррористической защищенности
- Категорирование объекта, оценка антитеррористической защищенности
- Составление акта, разработка паспорта
- Где нужно согласовать паспорт антитеррористической защищенности
- Сроки и стоимость
- Выводы
Что такое паспорт антитеррористической защищенности
Специальные нормативы по антитеррористической защите разработаны для объектов, где предполагается массовое скопление людей. Такие места определяются органами власти путем обобщения данных об организациях и предприятиях, количестве угроз и совершенных терактов. Также меры защиты необходимо учитывать при проектировании и строительстве новых зданий, на которые будут оформляться паспорта безопасности.
Помимо самих объектов, под антитеррористические меры подпадают и прилегающие территории. Дополнительное разграничение между указанными объектами предусмотрено по нормативному количеству работников, посетителей. От этого зависит категория объекта или территории по Постановлению № 272. Чем выше категория, тем строже требования защиты.
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров - звоните по телефонам:
8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)
8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
Комментарий эксперта. Паспорт оформляется после соблюдения требований антитеррористической защиты. Для этого владельцу здания или предприятия нужно внедрить системы видеонаблюдения, обустроить эвакуационные пути, заключить договор на охрану, установить устройства для контроля за посетителями, реализовать иные меры. Обязанность по соблюдению требований и паспортизации объекта возлагается на собственника или начальника предприятия.

Юридически
Паспорт безопасности — это документ, подтверждающий требования антитеррористической защиты. По этому документу сотрудники МЧС, МВД и ФСБ смогут получить следующую информацию:
Получите расчет стоимости этой услуги с помощью нашего калькулятора цен - здесь
- общие характеристики объекта и прилегающей территории, в том числе их площадь;
- системы средств защиты, наблюдения, управления доступом, в том числе в дистанционном режиме;
- данные о регламентах охраны объекта (своими силами, охранной организацией, техническими средствами);
- алгоритмы действий сотрудников объекта или предприятия для устранения угрозы теракта, ликвидации его последствий.
На перечень предписаний к антитеррористической защите влияют статистические и прогнозные данные о совершенных терактах в регионе. Эти данные ежегодно анализируются по сведениям ФСБ и МВД. При увеличении количества угроз перечень требований может расширяться.
Паспорт оформляется после обследований объекта или предприятия специальной комиссией. Срок действия документа – 3 года. После этого срока паспорт необходимо актуализировать. Также корректировка паспортов требуется:
- если изменились показатели угроз терактов в регионе или муниципальном образовании;
- если изменились границы и площадь места массового нахождения граждан;
- если изменилось целевое назначение, значимость объекта.
В перечисленных случаях подготовить новую редакцию нужно в течение 30 дней после изменений. Проверять эти моменты будут органы власти субъекта РФ или МО, должностные лица ФСБ и МВД.




Простым языком
Даже при соблюдении всех мер предосторожности при эксплуатации объекта или работе учреждения нельзя полностью исключить угрозу теракта, проникновения посторонних лиц на территорию, захвата заложников. Чтобы снизить такие риски, в Постановлении № 1244 разработан перечень требований к местам, объектам и территориям, где предполагается разовое или постоянное скопление людей. Выполнив эти требования, владелец здания или начальник организации минимизирует угрозы и последствия.
К основным мерам безопасности по Постановлению № 1244 относится:
- меры по предотвращению несанкционированного прохода на объект или на территорию (например, установка турникетов для проверки пропусков, введение поста охраны на входе);
- мероприятия по пресечению терактов (например, системы видеонаблюдения с автоматической сигнализацией на пост Росгвардии, МВД или ФСБ);
- защита информации (например, о порядке действий охраны и спецслужб при угрозах теракта);
- меры по минимизации последствий от теракта (например, распределение потоков для экстренной эвакуации);
- меры по проверке и досмотру багажа, груза, личных вещей, граждан.
Информация о разработке и внедрении этих мероприятий будет отражена в паспорте. Вывод о соответствии требованиям антитеррористической защиты сделает комиссия после обследований. Комиссионный акт будет находиться вместе с паспортом у собственника, в государственных органах.
Мнение эксперта. Чем больше площадь объекта или территории, планируемые показатели посещаемости людьми, тем выше их категория опасности. Самостоятельно соблюсти требования защищенности крайне сложно, так как может потребоваться проектирование, строительные работы, подготовка схем на размещение оборудования, средств безопасности. Если вам требуется помощь в прохождении обязательных процедур и оформлении паспорта, обращайтесь в компанию Смарт Вэй.

Исследования компании Смарт Вэй
- Постановлением № 272 предусмотрено 3 категории опасности. Наивысшая категория присваивается объектам с одновременным пребыванием от 1000 человек.
- На разработку паспорта дается 30 дней после завершения обследования.
- Паспорт антитеррористической защищенности оформляется в 6 экземплярах.
- Согласование паспортов безопасности проходит через МЧС, МВД, ФСБ, Росгвардию, органы власти субъекта РФ.
- Срок действия паспорта не превышает 3 лет. После этого нужно заново разрабатывать паспорт.
- Чтобы определить категорию опасности объекта проводится замер численности пребывания людей за 3 дня подряд.
- За отсутствие паспорта антитеррористической защиты будет наложен штраф до 500 тыс. руб. по ст. 20.35 КоАП РФ.
На какие объекты и территории разрабатывается паспорт антитеррористической защищенности в 2021 году
Список мест массового пребывания может регулярно меняться. Соответственно, будут корректироваться списки объектов для внедрения мер безопасности, оформления паспорта. Примерный перечень объектов можно найти в Постановлении № 272:
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров - звоните по телефонам:
8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)
8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
- магазины, торговые центры, рынки, ярмарки;
- объекты транспортной инфраструктуры (вокзалы, станции метрополитена, аэропорты);
- больницы, клиники, медицинские центры, иные аналогичные заведения;
- административные, общественные здания, где предполагается постоянный поток посетителей;
- рестораны, столовые, кафе и другие заведения общепита;
- образовательные заведения (школы, университеты, детсады и т.д.);
- заведения для временного размещения (отели, пансионаты и т.д.);
- объекты энергетики;
- спортивные, развлекательные и культурные учреждения;
- иные объекты и территории, включенные в перечни субъектов РФ и муниципальных образований.
По Постановлению № 272 проводится категорирование мест массового пребывания. Под первую категорию (наивысшая опасность) подпадают объекты, где могут быть от 1000 человек (стадионы, крупные аэропорты, вокзалы, иные места). Во второй категории (средняя опасность) находятся объекты с расчетной посещаемостью от 200 до 1000 человек. В третью категорию (низкая опасность) включены объекты, где планируемая численность составит от 50 до 200 человек. Исходя из показателей террористических угроз, органы власти могут повышать или снижать показатели посещаемости для каждой категории.
Нормативные акты для разработки и согласования паспорта
Для разработки паспортов применяются три основных нормативных акта:
- Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (скачать);
- Постановление № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов и территорий» (скачать);
- Постановление № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности… и форм паспортов безопасности…» (скачать).
В дополнение к этим руководящим документам могут использоваться СП, СНиП, СанПиН, НПБ, другие стандарты и своды правил на отдельные типы зданий. Например, для обеспечения надлежащей эвакуации при совершении теракта может потребоваться проектирование и проведение перепланировки. В этом случае применяются СП и другие акты на безопасность строительных работ и проектных решений.
Этапы разработки паспорта антитеррористической защищенности
Чтобы подготовить паспорт безопасности, нужно обеспечить соблюдение требований антитеррористической защиты. Это должен сделать собственник, арендатор, начальник учреждения. Для разработки и внедрения мер защиты могут привлекаться специалисты сторонних организаций. Ниже расскажем об основных этапах разработки паспорта по Постановлению № 272.
Категорирование объекта, оценка антитеррористической защищенности
К паспортизации нужно приступить в течение 30 дней после включения объекта в реестр мест массового пребывания. Для этого созывается комиссия с участием владельца объекта, близлежащих зданий и территорий, представителей органа власти, МВД, МЧС, ФСБ, Росгвардии. Комиссия проводит обследования и проверки по следующим направлениям:
- отнесение объекта к одной из трех категорий – для этого проводится контроль одновременного посещения здания людьми на протяжении 3-х дней подряд (с учетом рабочих и праздничных дней);
- проверка документов под нормы антитеррористической защиты – положений, правил посещения и пропускного режима, должностных инструкций ответственных лиц, журналов инструктажей;
- обследование объекта и территории – будет проверяться работоспособность путей эвакуации, доступность пожарных лестниц и выходов, систем пожаротушения и оповещения, наличие ограждений и пунктов досмотра;
- оценка соответствия технических средств и комплексов – видеонаблюдение, дистанционное управление пропускным режимом, система сигнализации, тепловизоры, иные средства контроля за перемещением;
- проверка работы специалистов собственной или нанятой охраны, в том числе на предмет наличия разрешений, лицензий, допусков.
Для подготовки к комиссионному обследованию необходимо разработать локальные акты, провести инструктажи, назначить приказами ответственных лиц. При отсутствии собственной охраны необходимо заключить договор со сторонней организацией. Чтобы соблюсти требования безопасности возводятся ограждения, системы досмотра и видеонаблюдения, проводятся строительные работы в здании. Все мероприятия помогут провести эксперты компании Смарт Вэй.

Составление акта, разработка паспорта
Не позднее 10 дней после комиссионного обследования издается акт. В нем указывается категория объекта, выводы об эффективности мер защиты, предписания по устранению недостатков. Акт комиссии оформляется в 6-ти экземплярах, будет включен в паспорт как приложение.
Содержание паспорта должно отвечать Постановлению № 272. В документе заполняются следующие разделы:
Получите расчет стоимости этой услуги с помощью нашего калькулятора цен - здесь
- общая информация об объекте или территории — границы, площадь, протяженность периметра, категория, наименование, адрес, другие сведения;
- данные о каждом объекте на территории (с указанием сведений об охране и технической укрепленности);
- информация о близлежащих объектах (с указанием расстояний и стороны расположения);
- координирование зданий относительно объектов транспортной инфраструктуры (расстояния до вокзалов, аэропортов, магистралей и т.д.);
- сведения об обслуживающей организации;
- перечень сотрудников, арендаторов объекта;
- меры по физической, технической, инженерной, пожарной, иной безопасности;
- сведения об охране, КПП на территории объекта, о местах хранения оружия;
- другие разделы, в зависимости от категории и состоянии защищенности здания, предприятия.
К паспорту разрабатываются обязательные приложения – акт обследования комиссией, план-схема с привязкой к местности и отражением всех объектов, постов, маршрутов патрулирования. Обязательно оформляются инструкции по эвакуации персонала и посетителей, схемы коммуникаций здания. После разработки паспорт утверждается собственником, передается на согласование.
Где нужно согласовать паспорт антитеррористической защищенности
Паспорт и все приложения нужно изготовить в 6-ти экземплярах. В течение 30 дней необходимо передать документы в МВД, МЧС, Росгвардию, ФСБ. После проверок в указанных ведомствах паспорт утверждает глава регионального органа власти. Процедура согласований осуществляется в течение 30 дней. После успешного согласования каждое из ведомств оставляет себе по одному экземпляру паспорта. Еще один экземпляр возвращается собственнику объекта для хранения.
Сроки и стоимость
Обследование объекта и согласование паспорта осуществляется бесплатно. Срок проверки антитеррористической защищенности не превышает 30 дней. Такой же срок дается на разработку и передачу паспорта на согласование. Для соблюдения требований Постановления № 272 могут потребоваться расходы:
- за услуги сторонней организации по оформлению паспорта безопасности;
- за проектирование и строительные работы, если нужно повысить уровень защищенности здания и учреждения;
- на приобретение, монтаж средств и оборудования;
- на услуги охранных фирм.
В компании Смарт Вэй можно заказать услуги по изготовлению паспортов на объекты, проектирование работ в зданиях.
Выводы
- Паспорт антитеррористической защищенности – это документ на объекты, отнесенные к местам массового пребывания людей.
- В паспорте подтверждается соблюдение требований к антитеррористической защите по Постановлениям № 1244 и № 272.
- Паспорт безопасности нужно согласовать в органе власти субъекта РФ и МО, ФСБ, МВД, МЧС, Росгвардии.
Заказать услуги по разработке паспортов безопасности можно в компании Смарт Вэй. По всем интересующим вопросам мы проконсультируем бесплатно!
Получите расчет стоимости этой услуги с помощью нашего калькулятора цен - здесь
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.